Особенности этики российского бизнеса

Особенности этики российского бизнеса

Махачкала , кандидат экономических наук Организационная культура бизнес-структур в сфере услуг как основа эффективного управления В статье рассмотрены различные подходы к определению сущности организационной культуры как многогранного явления, в значительной степени определяющего эффективность управления предпринимательскими структурами в сфере услуг в современных условиях. Раскрыта специфика организационной культуры отечественных бизнес-структур. Представлена модель расчета эффективности системы организационной культуры предприятия сферы услуг. Сформулированы предложения по совершенствованию организационных условий для повышения эффективности управления Ключевые слова: Развитое предпринимательство возможно только при высокой степени этики и культуры, от которой зависит степень влияния его на экономику. Оба подхода достаточно отработаны в западной науке, причем все отчетливее в последнее время преобладает второй — типологический. Рассматривая культуру бизнеса на уровне организации, некоторые авторы [1, 2] анализируют различные подходы к понятию культуры: Эта концепция базируется на том предположении, что культура представляет собой что-то, являющееся частью всех подсистем в организации; — организация как культурный феномен, когда культура является преобладающим фактором во всех действиях и структурах. Причем каждый подход отличается своим набором элементов. Нам представляется, что организационная культура должна базироваться на культуре общества:

Общественный Совет по малому предпринимательству

Культура предприятия - совокупность ценностей , норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Идеальным является сочетание рамочной культуры для всей фирмы и гибкое формирование субкультур маркетинга , учета , НИОКР. Культура определяет стиль, репутацию марку предприятия.

Пути передачи продвижения культуры в фирме в процессе ее развития иллюстрируется рис. Пути передачи продвижения культуры в фирме 2. Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров Содержание и условия работы сотрудников, и в том числе менеджеров , определяет предприниматель в соответствии с законом и договором.

Актуальность постановки проблемы этичного ведения малого бизнеса, особенности формирования этических основ российских предпринимателей .

Тема этики в бизнесе достигла расцвета в середине х гг. Суть предмета, как отмечает С. Этика бизнеса не является самостоятельным предметом, отличающимся от этики в целом. Специфика этики бизнеса в том, что она представляет собой совокупность этических и правовых норм, определяющих отношения между субъектами предпринимательской деятельности, а также между ними и государственными органами, осуществляющими регулирование предпринимательской деятельности; судебными органами; потребителями продукции; обществом в целом.

Этика бизнеса — сложное и обобщающее понятие, относящееся к различным видам профессиональной деятельности, для которых разрабатываются свои морально-этические правила и нормы в форме кодексов. В кодексах этики бизнеса формулируются конкретные принципы и правила делового поведения применительно к отдельной фирме корпоративные кодексы этики , различным профессиям кодексы профессиональной этики , а также к национальным относящимся к деловому поведению предпринимателей одной страны и международным кодексам этики, ориентированным на международное деловое сотрудничество.

Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей. Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.

Быстрицкая Юлия Викторовна. Организационная культура малых предприятий: мобилизации социальных ресурсов, формированию трудовой этики.

Культура, этика, эстетика предпринимательства Глава Культура, этика, эстетика предпринимательства Культура сервиса в предпринимательстве Культура сервиса — это система эталонных трудовых норм, высоких духовных ценностей и этики поведения, принципы которой согласуются как с национальными и религиозными традициями страны, так и с современными требованиями мировых стандартов обслуживания и отражают качественное обслуживание потребителей.

Деятельность конкретного работника может соответствовать требованиям культуры сервиса в рамках той разновидности услуг, где он работает. Вместе с тем культура сервиса на всех уровнях связана между собой, формируя единообразные нормы обслуживания. Перед современным российским сервисом стоит задача сочетания национальных особенностей и международных принципов сервисной культуры. Предприниматели и менеджеры сервиса готовы использовать национальные традиции обслуживания, если они не противоречат современным требованиям и повышают эффективность сервисной деятельности в целом.

Отсутствие культуры сервиса заметно отражается на снижении доходов и конкурентоспособности предприятия. Поэтому в развитых странах мира разрабатывается комплекс единых требований к культуре обслуживания, который внедряется в практику фирм и контролируется. Стратегия менеджмента при этом выстраивается таким образом, чтобы сделать сотрудников единомышленниками руководства, а не навязывать персоналу культуру сервиса исключительно приказными методами.

С работниками проводят специальные занятия, разбирают ошибки в овладении этикой и эстетикой обслуживания. Подобный гибкий, но и одновременно жесткий подход не мог быть развит в советской сфере услуг, хотя тогда культуре обслуживания уделялось немало внимания со стороны всех уровней отраслевого руководства. Вышестоящие органы обязывали хозяйственных руководителей бороться в коллективах за культуру обслуживания клиентов. Соответствующие требования записывались в должностные обязанности, вывешивались на видном месте в помещении приема посетителей.

Корпоративная культура в малом бизнесе

Культура и этика предпринимательской деятельности Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана. Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране обществе правовыми нормами законами, нормативными актами , обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Бизнес- культура ведения бизнеса: С течением времени всеобщая бизнес культура приобрела общие черты, включающие в себя следующие компоненты:

Культура, этика, эстетика предпринимательства. Глава Культура . Особенности налогообложения малого бизнеса Газалиев Малик Меджидович.

Специалисты выделяют в бизнесе три основных компонента — предприниматель, условия ведения его деятельности, бизнес-культура. Нет надобности говорить, что ключевая фигура — это, конечно же, сам бизнесмен, который готов рисковать, принимать непростые решения, быть настойчивым, уметь преодолевать трудности и идти к своей цели через любые преграды. Но в то же время и отрицать всю важность способов реализации всех этих характеристик тоже нельзя.

Определенный отпечаток был наложен в период перестройки, затем в годы стремительного роста теневой экономики. Сейчас свое влияние оказывают как европейские веяния, так и новшества, пришедшие с Востока. Этому факту Россия обязана своим расположением между двумя частями света — Европой и Азией. Есть, однако, определенные препятствия, которые не позволяют российским бизнес-кругам полностью включиться в систему мирового этикета.

Моральные проблемы бизнеса можно сформулировать так: В нашей стране плохо работает принцип, который является главенствующим во всех странах — неприкосновенность частной собственности. В каждом уголочке планеты он является священным, и только в России очень долго воспитывалось социалистическое отношение к зажиточным гражданам.

3. Культура и этика предпринимательской деятельности

Заказать новую работу Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты культуры, этики и социальной ответственности менеджмента 1. Проблемы и перспективы развития культуры, этики и социальной ответственности менеджмента 3. Одним из важных, но часто недооцениваемых элементов является организационная культура — связующее звено во всей этой системе, за счет сводов правил, законов и стандартов, которые, в свою очередь, подразделяются на гласные правила закрепленные документально и негласные, например, закрепленные среди персонала, группы людей и т.

Культура как фактор развития предприятий малого бизнеса. (О.В. Перепелкина), стилю жизни предпринимателя (Я.М. Рощина), этики.

Корпоративная культура и этика бизнеса Под деловой этикой обычно понимают нравственную культуру отношений людей в рамках корпорации, с клиентами, с партнерами, инвесторами, конкурентами, социальной средой. Речь идет, таким образом, как об общих нравственных предпосылках деловой жизни, так и о нравственном аспекте конкретных деловых отношений. Этика деловых отношений играет едва ли не определяющую роль в динамике нравственности общества.

В отличие от национальных традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом для нравственной культуры других сфер общественной жизни. Этика бизнеса важна не только для общества, но и для каждой отдельно взятой корпорации, так как создает для нее благоприятные долгосрочные перспективы, формирует и развивает позитивный имидж фирмы, способствует развитию корпоративной культуры.

Втягиваясь в деловые отношения, каждый предприниматель, менеджер и работник, даже преследующий исключительно эгоистические цели, в конечном счете вынужден учитывать интересы других людей, фирм, страны. Более того, одновременное и последовательное соблюдение морально- этических норм членами делового сообщества порождает мощный мультипликативный стимул. Что может мешать формированию конструктивной этики бизнеса? Или — с другой стороны — что выступает причинами неэтичной практики бизнеса и менеджмента?

Вот ряд наиболее очевидных подобных факторов:

Культура и этика предпринимательства. Лекция 10

Организационная культура как средство самоорганизации и развития малого предприятия Введение к работе Актуальность темы исследования. Становление рыночных отношений в России протекает болезненно и сложно. В этих условиях преодоление ряда кризисных явлений в экономике связывается с динамичным развитием малого предпринимательства, которое способствует устойчивости крупных предприятий, созданию дополнительных рабочих мест, формирует дополнительный спрос на оборудование, сырье, материалы, потребительские товары и услуги, генерирует новые технологии, более эффективные подходы к решению производственных задач вследствие своей мобильности и гибкости.

Однако на современном этапе есть множество преград для продуктивной реализации предпринимательской инициативы в рамках малых предприятий: Существенной причиной снижения эффективности малых предприятий является недооценка роли организационной культуры в условиях становления качественно нового типа социальных отношений в малых структурах. Вследствие этого возникают проблемы, препятствующие оптимизации управленческого процесса, мобилизации социальных ресурсов, формированию трудовой этики, качественному наращиванию их собственного потенциала и повышению конкурентоспособности.

За последние двадцать лет проблемы этики бизнеса всё больше привлекают . этика"относительна" и зависит от личных, социальных и культурных .. к деньгам у предпринимателей малого бизнеса: Депонент ИНИОН РАН.

Это модель идеального поведения предпринимателя, общезначимые правила, прочерчивающие границу между тем, что оценивается представителями делового мира как норма, достойное поведение, и тем, что считается аномалией, непристойностью. Многие исследователи солидарны в том, что культура отечественного предпринимательства еще не сформирована, но расходятся в этической оценке деловой практики, разделяясь на два лагеря. Противоположная точка зрения заключается в том, что определенные, пусть и несовершенные, принципы поведения предпринимателей сложились, поскольку получить большие прибыли нечестными средствами можно, а вот удержаться в деловой среде человеку с подмоченной репутаций нельзя.

Сторонники подобных воззрений среди них — известный финансист Константин Боровой ссылаются на то, что русские купцы умели держать слово и упорно отдавали. Попытки искать корни культуры современного предпринимательства в далеком прошлом, скорее всего, не слишком правомерны, если учесть, что на протяжении последних семидесяти лет планомерно уничтожался генофонд нации. Лучшие умы России искали спасения за пределами страны, гибли в лагерях и на войне. Вряд ли можно с уверенностью утверждать, будто в нашем сознании сохранились духовные начала, заложенные предками.

Скорей уже несформированность деловой этики можно списать на трудности становления, в том числе психологические барьеры, которые воздвигает социум, упорно отказываясь признать предпринимательство общественно полезной деятельностью, а также административные препоны, взяточничество и неоформленность юридической базы. Основываясь на публикациях российской прессы, молено составить такой портрет отечественного бизнесмена: Можно ли полностью полагаться на оценки журналистов? Куда более надежной базой для анализа служат данные социологических опросов, например исследования, которое провела социологическая служба Первого всероссийского съезда малых предприятий, состоявшегося в феврале г.

По каждому из трех аспектов было задано два парных вопроса:

О светской культуре и религиозной этике


Comments are closed.

Узнай, как мусор в"мозгах" мешает человеку больше зарабатывать, и что можно сделать, чтобы очистить свой ум от него навсегда. Нажми здесь чтобы прочитать!